magas_dedyakov (magas_dedyakov) wrote,
magas_dedyakov
magas_dedyakov

Category:

1981

Публикую продолжение рассказа своего отца о предыстории осетино-ингушского конфликта, начатый пару лет назад. В этот раз, речь пойдет о событиях 81 года.

хдл

Слухи. У нас не было никакой точной информации, были одни лишь слухи. Может, это было не так заметно со стороны, но Осетия была накалена до предела. Произошедший за пару лет до этого расстрел ресторана в Эльхотово очень многих отрезвил. Несмотря на то, что тот случай не был связан с ингушами, мы как-то очень остро осознали, насколько простые люди беззащитны перед террором. А он все нарастал. Грабежи и убийства осетин становились нормой тогдашней действительности, что в условиях брежневского времени было каким-то сюрреализмом.

Никто, конечно, не скажет, что отношения с ингушами были безоблачны, но была и дружба, и вражда, и свадьбы, и драки, и все остальное, что бывает у соседей. Но последние несколько лет перед событиями 81-ого хамское поведение ингушей становилось настолько вызывающим, что невозможно было просто пройти по району «Дружбы», который ингуши считали своей вотчиной, чтобы не напороться на драку. Слышались постоянные угрозы в духе: «Вот-вот, подождите, скоро мы вам покажем!» На «Дружбе» был опорный пункт милиции, где все были ингушами. Они быстро вылавливали группки дерущихся, и практически всегда «зачинщиками» объявлялись осетины. Под прикрытием милиции, на «Дружбе» ингуши чувствовали себя полноправными хозяевами. Естественно, мы не собирался признавать ингушские порядки в ста метрах от университета, в сердце своей республики.

Помню, особенно бескомпромиссны были бесланские ребята. У них была даже своя тактика боя, позволявшая им почти не попадать в руки милиции. На «Дружбе» постоянно обитали стайки ингушей, и в случае драки, они быстро сливались воедино, что всегда давало им численное преимущество. Бесланцы отметили эту деталь и приняли контрмеры.

Якобы независимо друг от друга заходили на «Дружбу» группы осетин по 2-3 человека, для маскировки среди них бывали и девушки. Всем видом они показывали, что возвращаются с пар или просто гуляют. Сразу же перед ними возникала «докапывающаяся» ингушская стайка, быстро пополнявшаяся по мере словесной перепалки с «нарушителями территории». Как вдруг все «мимо проходившие» осетины, в едином порыве, налетали на ингушскую толпу, стараясь максимально быстро нанести как можно больший ущерб. Когда это произошло в первый раз, ингуши не смогли даже толком осознать происходящее. Как только на горизонте появлялись милиционеры, ответственные за это давали сигнал, и осетинские группки быстро рассыпались, и их уже невозможно было поймать. Все происходило молниеносно. Эту тактику применяли не раз, и приобретенные таким образом навыки самоорганизации потом сыграли свою роль в событиях 1981 г.


О том, что в городе митинг, я узнал в дороге. Мои друзья мне рассказали, что ингуши в очередной раз убили таксиста, что похоронная процессия пошла к «Серому дому», и там начался митинг, который уже разошелся, но завтра должно продолжение. Тогда мы еще не осознавали масштабов происходящего, и какие судьбоносные для Осетии это были дни. Власти, судя по всему, тоже были пока не очень взволнованны. Пока не взволнованны.

На следующий день мы приехали на электричке в город, и уже на вокзале нас встретило оцепление, состоящее из милиции, сотрудников в штатском и «дружинников». Там уже было приличное кол-во людей, вдалеке были слышны разговоры на повышенных тонах. По одному, по двое нам удалось просочиться сквозь милиционеров, и мы направились к университету, стараясь избегать встреч со «стражами порядка».

СОГУ гудел. Никто толком не понимал, что происходит. Мы знали только, что на площади идет митинг и в городе повсюду менты. Там же люди делились самыми жуткими слухами, что в город введена армия, что арестовывают всех подряд, что, пользуясь суматохой, ингуши начали нападать на осетин. Раздавались призывы идти на «Дружбу», однако «стихийным лидерам» (об этом феномене я еще расскажу) удалось добиться того, чтобы было принято решение пойти прямо на площадь и увидеть все своими глазами. Мы шли малыми группами, но самих групп наверно была сотня. Дорогу нам сразу преградили курсанты. Начались первые стычки, крики, мат. В принципе, нам довольно легко удалось пройти сквозь оцепление, тем более курсанты сами не особо-то и старались нам помешать.

На площади мы увидели море, просто океан людей. Было тесно как в переполненном автобусе, мы буквально стояли друг у друга на головах. По толпе прошел слух, что скоро будет выступать какая-то шишка из Москвы, но мы видели только Билара. Он несколько раз пытался выступить, но его освистывали. Вроде бы потом выступал какой-то генерал из осетин, точно не помню. Толпа немного стихла во время выступления Соломенцева, но как только стало понятно, что он тоже несет ахинею, в сторону выступающих полетели камни. Выступающие ретировались, забежав в здание.

В толпе опять активизировались «стихийные лидеры», взявшие на этот раз на себя функцию ораторов. Вокруг каждого кучковались люди. Начались споры, выступления. В итоге, на площади решили, что завтра никто не выходит ни на работу, ни на учебу, а все собираются на площади, чтобы добиться от властей выполнения требований о прекращении убийств и грабежей мирного населения. Фактически была объявлена первая в новейшей истории республики стачка.

Продолжение следует...

Subscribe

  • Кознодеи.

    Народ выбрал вариант отвечать на очередную истерику псевдоаланских кыпчаков. Тогда начнем. Итак, пациенты пишут: "Посмотрим на его…

  • "Аланская" песня-фальшивка в исполнении Омара Отарова.

    Мы уже касались темы горно-татарских фальшивок в статье «„Карачаизация“ аланского наследия ». Тогда мы рассмотрели т.н.…

  • Блогеры шатают Осетию!!!

    Сутки машина власти пребывала в ступоре после того как вскрылась история пыток и убийства Владимира Цкаева. Но старого воробья на мякине не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Кознодеи.

    Народ выбрал вариант отвечать на очередную истерику псевдоаланских кыпчаков. Тогда начнем. Итак, пациенты пишут: "Посмотрим на его…

  • "Аланская" песня-фальшивка в исполнении Омара Отарова.

    Мы уже касались темы горно-татарских фальшивок в статье «„Карачаизация“ аланского наследия ». Тогда мы рассмотрели т.н.…

  • Блогеры шатают Осетию!!!

    Сутки машина власти пребывала в ступоре после того как вскрылась история пыток и убийства Владимира Цкаева. Но старого воробья на мякине не…