magas_dedyakov (magas_dedyakov) wrote,
magas_dedyakov
magas_dedyakov

Categories:

Армянство и Грузия.

Армянское влияние в Грузии велико. Фактически, армяне играли роль грузинской элиты, и, в принципе, выходцы из Армении делают это до сих пор. Достаточно вспомнить бывшего президента Михаила Саакашвили – однофамильца президента Арцаха Бако Саакяна*.
Впрочем, что говорить об элите, если для любого армянина (и не только) очевидно, что грузинская письменность – это разновидность армянской. Грузины с этим спорят до хрипоты.
=====
*Собственно, имя "Саак" является армянской формой имени "Исаак".
=====

Интересно, что большинство армян, в отличие от самих грузин, были городскими жителями. Сферы их занятий: торговля, ремесла, гражданская служба (реже военная), строительство и т.д. Армяне составляли большинство населения Тифлиса, причем их было больше, чем представителей других национальностей вместе взятых. По сути, Тифлис был не столько грузинским, сколько армянским городом – культурным и политическим центром восточных армян. Неудивительно, что большинство церквей Тифлиса были тоже армянскими, а многие восточные авторы описывали Тифлис как часть Армении.

Прос

(Старый Тбилиси, 1900 г. Фото С. М. Прокудрина-Горского. Видны армянские церкви начала прошлого века).

В начала 19 века девять из десяти жителей Тифлиса было армянами. За полвека доля армян, при общем росте населения города, снизилась до половины численности города. С развитием промышленности русскими и ростом населения, освобожденного от постоянных набегов персов, в город стягиваются грузины из ближайших сёл. Армяне, которых грузинские цари традиционно приглашали для обеспечения процветания, из желанного элемента этнического присутствия, стали постепенно восприниматься в качестве экономических конкурентов. Конкурентов, которых необходимо выдавить. Процесс этот совпал по времени с повышением уровня образованности населения, как следствие проводимой Россией «цивилизаторской» политики. Тогда же у грузин зарождается своя интеллигенция, вскоре ставшая претендовать на первые роли, и которой сильное тифлисское армянство было нигде не нужно. Фактически, грузинский национализм, на начальных этапах, формировался во многом как движение против армян. Примерно с 70-ых годов 19 века до самой гражданской войны, органы власти Тифлиса представляли собой арену жесткого армяно-грузинского противостояния.
***
Ярчайшей звездой грузинского национализма, как и ее армянофобской составляющей, является Илья Чавчавадзе (1837-1907) . В Википедии он охарактеризован следующим образом: «князь, грузинский поэт, публицист, националист и борец за национальную независимость и суверенитет Грузии. Канонизирован Грузинской православной церковью как Святой Илья Праведный в 1987 году. Одна из самых знаменитых национальных фигур Грузии начала XX века. Сегодня Илью Чавчавадзе считают Pater Patriae (Отец отечества) Грузии». Авторитет Ильи Праведного в Грузии настолько высок, что он и сегодня взирает со стены президентского кабинета на правителя республики.
5ab4bc7000e24df0a44bf60f0fe27def8f42117a
В кинематографе пресловутый портрет обессмерчен фильмом «5 дней в августе», в котором Саакашвили играет Энди Гарсиа. Михаил Николозович любезно предоставил съемочной группе свой кабинет для работы.

224655
Основной вклад грузинского «отца отечества» в «армянский вопрос» связан, со ставшей уже классической, работой «Армянские ученые и вопиющие камни», эпиграфом которой послужила цитата из Руставели:

«Не так страшусь открытого врага,
как врага, прикидывающегося другом,
страшусь его ласки, его улыбки».

В своей (кстати, для того времени, весьма корректной) брошюре Чавчавадзе обрушился с критикой на армянских ученых. Эти самые ученые «унижающие и стирающие с лица земли грузин», с которых давно «пора сорвать маску», «на весь мир обдают грязью всю грузинскую нацию». Странным образом в статье об армянских ученых под раздачу Чавчавадзе попал и Николай Марр, являющийся скорее грузином шотландского происхождения (вырос в Грузии, мать – грузинка, а родной язык, естественно, грузинский). На этом сюжете я хочу остановиться отдельно:

Марр

«Г. Марр и в другом отношении делает попытку прогуляться насчет нас, как будто он имеет на нас зуб и мстит за что-то, Давно он грозится: дайте лишь время, я изорву в клочки вашу пресловутую поэму «Барсовую Кожу» (Вепхис-Ткаосани); я предполагаю, что в Англии есть-де манускрипт, найду его и докажу вам, что пресловутая эта поэма ваша переведена, или заимствована оттуда. О, великий Руставели*, о, гордость наша! Ты оказываешься простым воришкой, подобно армянским пройдохам книжникам, выдал чужое за свое! […] Г. Марр отлично знает, какое бесценное сокровище для нас поэма «Барсовая кожа» (Вепхис-Ткаосани), отлично знает, какая она опора для нашего народного самолюбия, гордости, Следовательно, если кому нужно нанести смертельный удар и отнять у нас опору нашей славы и гордости, то лучше всего подойти именно с этой стороны».

=====
Есть версия, что имя Руставели - Шота, является вариацией армянского имени «Ашот». «Руставели» значит «Руставский»,«из Рустави».
=====

Марр выдвинул гипотезу о персидском происхождении «Витязя в тигровой шкуре», чем спровоцировал долгий «спор о генезисе»*, продолжающийся до сих пор. Вспрочем, о происхождении «Витязя...», недвусмсленно написал сам Руставели:

«Эта повесть, из Ирана занесенная давно,
По рукам людей катилась, как жемчужное зерно.
Спеть ее грузинским складом было мне лишь суждено
Ради той, из-за которой сердце горестью полно».
200px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_B82_56-3

Противоположную точку зрения доказывал грузинский ученый-«осхъопила» Александр Хаханов (Хаханашвили). Осетинские ученые также не остались в стороне от этого этой темы. Ученик Марра, отошедший впоследствии от учения наставника, Васо Абаев, отдавая дань уважения Марру как «знатоку древнегрузинской литературы», также, вслед за Хахановым, считал «Вепхисткаосани» исконно грузинским эпосом**. Против выступил востоковед Эльбрус Сатцаев.

=====

*М. Карбелашвили. «Проблема сюжета поэмы Руставели "Витязь в тигровой шкуре"  в контексте геополитики: Грузия – Европа или Азия?», стр. 126.
**Абаев В.И. Избранные труды. «Религия. Фольклор. Литература». Владикавказ, 1990. с. 467-509
=====

Достойным ответом на измышления Чавчавадзе стала книга Х. А. Вермишева «Материалы для истории грузино-армянских отношений: ответ на книжку кн. И.Г. Чавчавадзе: Армянские ученые и "вопиющие камни"».

На фоне этой племики, «очистительные» настроения грузинской интеллигенции нашли понимание и в среде русской администрации. Опять процитирую Википедию, ибо лучше не напишешь:

«Князь Г. С. Голицын, назначенный в 1896 году новым главноначальствующим Кавказской администрации, решительно сменил прежний курс администрации, благоприятствовавший армянам, резко сократил численность чиновников-армян, заменив их мусульманами. Голицын, в частности, был известен у современников обещанием добиться, что «единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в Тифлисском музее!» При Голицыне были закрыты некоторые армянские общественные организации, резко сужена деятельность благотворительных обществ, ужесточена цензура в отношении армянских периодических изданий, а некоторые из них были закрыты, подвергались преследованиям многие деятели армянской культуры».

Vasily_VelichkoНо особую роль в антиармянской истерии сыграл черносотенец Василий Величко, «который в 1897 году возглавил тифлисскую газету «Кавказ», своими публикациями обеспечивал идеологическое обоснование этой кампании».

«В своих публикациях Величко противопоставлял армян как нацию, «вредную» для «русского дела на Кавказе», грузинам и азербайджанцам — их он считал проводниками русского влияния, особенно грузин, которые, согласно Величко, были основными союзниками русских на Кавказе и должны были служить продвижению российской политики, заключающейся в увеличении количества и влияния русских на Кавказе. Грузины, согласно Величко, связаны с русскими общностью религии, историей и общим государственным идеалом; обвинения грузин в сепаратизме он отрицает, считая сепаратистские проявления лишь результатом ошибок русской администрации».

«В книге «Кавказ» (1904 г.) Величко утверждал, что политическая неблагонадежность армян, как и евреев, объясняется плоской формой их черепов, и восхвалял лояльность азербайджанцев царскому режиму».

«Антиармянские публикации Величко перепечатывались в газете «Иверия», редактором которой в тот период был Илья Чавчавадзе. Величко играл на чувствах грузинских националистов, что вызвало резкое неприятие кавказских либералов и социалистов, протестовавших против подобной расистской риторики. С точки зрения Величко армяне были виновны в том, что они хотели конституцию для России, с его точки зрения это было отвратительно и «только нерусские хотят конституцию, так как она создаст хаос в России». Также армяне обвинялись в желании либеральных реформ в тбилисском муниципалитете. Когда руководство Тифлиса обратилось к центральной власти с предложением реформ в тбилисском политехническом институте, Величко выступил против, мотивируя это тем, что более передовые, чем грузины, армяне, получат ещё больше учебных мест в этом институте».


Грузия – исторический «форпост» России на Кавказе. Как видим это взгляд России на свою любимцу имеет давние корни.

(Продолжение следует)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments