magas_dedyakov (magas_dedyakov) wrote,
magas_dedyakov
magas_dedyakov

Category:

Заметки по истории "карачаизации" аланского наследия.


В сборнике произведений осетинского просветителя Асламурзы Кайтмазова я обратил внимание на его письмо, адресованное Всеволоду Миллеру. Привожу его полностью.
Обращает на себя внимание, что 1886 году на территории, объявленной в будущем «сердцем Карачая», Кайтмазов не находит карачаевцев, но четко фиксирует адыгов. Но даже они, как более ранние поселенцы, не имеют понятия о происхождении рассматриваемого храма (судя по описанию, речь идёт об аланском Шоанинском храме). Вообще, аланские храмы играют важную роль в конструкции современного карачаевского самосознания. Из книги Владимира Кузнецова «Памятники алано-осетинской письменности» (стр. 147-148):

Однако на представлении аланского храма в качестве «крепости Карчи»  дело не закончилось. В начале 90-ых годов, в среде карачаевской интеллигенции получила большую популярность т.н. «летопись Карчи» (точнее "Хазаро-Аланская летопись"), опубликованная писатетелем Борисом Глашевым (псевдонимы "Алан Глашланы", "Алан Глаш"). Краткая аннотация автора: «В карачаевском роду Хасановых передавались по наследству две рукописи, записанные на тюркском, предположительно на булгаро-хазарском, языке. Одна на основе греческого алфавита – летопись Ботая, сына Казакгы, другая на арабской графике – летопись Барлыу, сына Ботая. К сожалению, рукопись Ботая пропала после загадочной смерти Магомеда Хасанова, который повез ее в Ленинград к специалистам. Первоначально рукопись Барлыу была написана греческими буквами на хазарском языке. Бантау Толгун Чаушегир переписал ее арабскими буквами в начале XV века и продолжил летопись. Рукопись Барлыу переписал кириллицей историк Назир Хасанов (всего 10 глав из 23). В советское время он не смог ее опубликовать. Уже после смерти Н.Хасанова, книга в 1994 г. была издана в Черкесске». Опубликованная «древняя рукопись» ныне считается общепринятым  (за исключением, наверно, Карачая) образчиком исторической фальсификации, причем довольно грубой. И конечно же, в «летописи» провозглашалась карачаево-аланская преемственность. Круг замкнулся.


PS. Действительно, историческая Алания жива в современном Карачае. Правда, всё больше в виде «приватизируемых» реликтов, во имя нужд строительства «национального самосознания».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments