magas_dedyakov (magas_dedyakov) wrote,
magas_dedyakov
magas_dedyakov

Category:

Ингушская мифология для чайников. "Ингуши- главные строители башен на Кавказе".

0_63f6f_9599277_orig2. ИНГУШИ - ГЛАВНЫЕ "БАШНЕСТРОИЛИ" НА КАВКАЗЕ.

"Главными строителями [башен] были ингуши. Ингушетию даже страной башен называли. Более того, ингуши строили в самой Осетии, а вот в Ингушетии никто из вне башни не строил, потому что своих строителей хватало".

Миф о том, что ингуши - эксклюзивные строители башен настолько укоренен в ингушском сознании, что я как-то видел искренне удивляющегося ингуша, который смотря на картину Туганова, спросил: "А что осетины тоже строили башни?". Воистину, ингуши - это народ, который сочинил о себе мифов даже больше чем о соседях. Хотя работа в этом направлении идет уже многие десятилетия.
Тут в коментах ингуш Картоев утверждает "у ингушей Мехк КХел запрещал строить башни другим народам. Если ингуши строили осетинам значит они воспринимались не как другой народ или же мог пленник как вариант построить. Это железно". Царица доказательств - "мамойклянус". На самом деле и ингуши строили осетинам, и осетины ингушам. В этом нет ничего необычного для двух соседствующих народов.


.



JRX5kVZMBo0
2
Из работы Чахкиева Д. Ю. "Общие и специфические черты в башенном строительстве Чечено-Ингушетии и Северной Осетии".

Ингушский блогер sunja_edu свидетельствует: "В преданиях дошедших до нас от предков говорится о том, что строительство башен пришло к ингушам от т.н. "Джелтов". Далее он утверждает: "В преданиях о строителях крепостей говорится что это исскуство принесли с собой ДЖЕЛТЫ (джелтхой) некие греческие или аланские строители. Затем они смешались с нашими предками. От них наши научились строить . Так говорят легенды".

Cборник М. Албогачиевой "Многоликая Ингушетия" дает нам дополнительный материал о том, кто такие "джелты".


  • "Джераховские фамилии Хаматхановы и Дуровы ведут свой род из осетинского сел. Тменикау. В пещерных погребениях, находящихся близ сел. Фуртоуг, погребены осетины; погребения эти относятся к той поре, когда ингуши еще не жили в Джераховском ущелье. В Фуртоуге, по преданиям, ингуши поселились лет 500 назад. Раньше здесь жил неизвестный народ "джелты".


  • "В селении Фуртоуг Бибо Ахриев (85 лет) рассказывал, что в Джераховском ущелье неизвестному народу "джелты" приписываются погребения в могильнике, на котором мы делали раскопку. Каменная статуя, находящаяся в том же селении, остаток доингушской культуры. Из ингушей первыми в Фуртоуге поселились фамилии Ахриевых, Боровых и Льяновых; их родоначальник, по имени Дзарех, был родом из Аварии. На одно или два поколения позже прибыли в Фуртоуг Хаматхановы и Дуровы".


  • "Эджи Ахриев (89 лет) подтверждает, что первыми поселенцами в Фуртоуге были, по фамильным преданиям, Ахриевы, Боровы и Льяновы. По его словам, склеп Ахриевых воздвиг Дуго Ахриев, лет 140 - 160 назад; Эджи Ахриев является внуком Дуго. Первая башня в Фуртоуге была сооружена Льяновыми, лет 200 назад. Колебания в датах обычны в устных рассказах. Для нас важно здесь то обстоятельство, что ингуши считают себя пришельцами, явившимися откуда-то с востока".

Чеченский профессор Кати Чокаев пишет об этимологии названия Фуртоуг и других сел:

"Ведущая роль в этом государстве, безусловно, принадлежала аланам. О чем свидетельствуют остатки следов их укрепленных казарменного типа монументальных зданий, где размещались многочисленные гарнизоны, а также следы контрольно-пропускных пунктов наподобие современных блокпостов, где за местами их локализации по сей день сохраняются названия, объясняемые из современного осетинского языка. Вот они: Фуртовг, Фаранз-Кхелла (ср.осет. Фарн – божество солнечной благодати), Васар-Кхелла (от ирано-араб. кхелла – укрепленный пункт, крепость), Кей (осет. Кау/Хау – поселение, село (ср. Дзауджикау – бывш. назв. г. Владикавказ), Даллагкау (Долаково), Фуртун-Кхелла (Зумс) и др. Это алано-осетинское слово – апеллятив Кау/Хау – вошло в вайнахские языки в значении «ворота» (ков) и свидетельствует о том, что входить за ворота, внутрь поселения аборигенам было запрещено, за редким исключением (мотт бахьаш веанарг бен); Кешта – форма мн.числа от ков/кав, кау – ш – формант мн.ч., – та – послелог в виде русского предлога -на; Кейга (от кау, – га – суф. места), Кеста (от кау), – с – место, – та – послелог (сравнить груз. назв. вайнахов – кисты (о>и) и др.)"

Напомню, что некоторые "ингушские патриоты" давно призывают отказаться от заимствованного слова "юрт" в названиях сел и вернуться к "исконно-нахскому" слову "ков". То-то они удивятся, прочитав Чокаева. Что еще интересного могут поведать нам книги?

Uc_6rbFJ0U87yBxg69q0kc
Из работы Кобычева В. П. (Москва, МГУ) Историческая интерпретация этногенетических преданий ингушей.

Обращаю внимание,что за исключением последней работы, я использую одни только вайнахские источники.

Выводы пусть делает читатель. Закончить я хотел бы словами все того же Чахкиева Д. Ю.:

"XzqPSMCTkUg

"МИР, ДРУЖБА, ЖВАЧКА!"



Tags: ингуши, осетины, сказочники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments